ВСПОМИНАЯ АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА ВОРОБЬЕВСКОГО (к 275-летию создания ИФЗ). 25 февраля 1906 года в Восточной Сибири на станции Танхой Кругобайкальской железной дороги родился Алексей Викторович ВОРОБЬЕВСКИЙ (1906-1992) - выдающийся художник по росписи фарфора, народный художник РСФСР, ведущий художник ГФЗ-ЛФЗ им. Ломоносова. Алексей Викторович Воробьевский родился в семье железнодорожного служащего Виктора Михайловича Воробьевского. Его мать - Анна Алексеевна - умерла в 1911 г., в 1916 г. отец вместе с сыновьями - Михаилом и Алексеем - и новой женой переехали в Петрозаводск. Здесь три года он работал ревизором на Мурманской железной дороге, в 1919 г. семья переехала в Петроград. У Алексея не сложились отношения с мачехой, он сбежал из дома и поступил учиться в Слуцкую (Павловскую) художественную школу-интернат, которую окончил в 1925 г. До поступления в школу-интернат Алексей Воробьевский получил хорошее воспитание, занимался музыкой, играл на рояле, был начитан, писал стихи. Слуцкая (Павловская) художественная школа-интернат оставила заметный след в истории советского искусства. Созданная в 1919 г. на своей даче учителем рисования Н. В. Ботиной (Дмитриевой) для одарённых детей Слуцка (Павловска) школа затем в 1920-1932 гг. располагалась в здании б. посла Испании графа Варгаса на ул. Берёзовая, 5 и стала школой-интернатом для одарённых детей Петрограда. В 1922-1932 гг. школой-интернатом руководил и преподавал в ней Иван Георгиевич Михайлов (1868-1942), учёный рисовальщик, выпускник ЦУТР барона Штиглица, двадцать лет преподававший рисование в школе училища. Кроме него в школе-интернате преподавали: лепку - скульптор А. Н. Фоллендорф (Курдюмова), ученица академика Чижова, историю искусств - искусствовед Н. Н. Пунин, черчение - художник В. П. Рупини. В первой половине дня ученики школы посещали занятия в общеобразовательной школе № 1 г. Слуцка, после обеда - занимались по художественным дисциплинам. В выходные дни и каникулы выходили в парк на этюды, ставили спектакли, издавали рукописные журналы, посвящённые различным памятным датам со своими рисунками и стихами. Алексей Воробьевский также делал рисунки и писал стихи для этих журналов, и его любимыми темами уже в школьные годы были виды старинных парков, а также Коломбины, Арлекины и другие романтические герои. Ученики школы-интерната выезжали на экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, Петергоф. Именно в Эрмитаже молодой Воробьевский изучал искусство Индии, Китая, Арабского Востока, любимых мастеров эпохи Возрождения, ради чего много раз ходил пешком из Слуцка в Ленинград когда не было денег на дорогу. Слуцкая (Павловская) художественная школа-интернат заложила основы для развития творческого потенциала Воробьевского как художника. Необходимо заметить, что позднее её окончили И. И. Ризнич, М. Н. Мох, А. Г. Ситтаро, ставшие знаменитыми художниками. По окончании школы в 1925 г. А. В. Воробьевский уехал в Ленинград. В это время умер его отец, жить вместе с мачехой он не смог и поселился у старшего брата Михаила. По протекции И. Г. Михайлова и В. П. Рупини, который в это время работал на ГФЗ им. Ломоносова и был в давних и хороших отношениях с директором завода С. А. Транцеевым, 23 августа 1926 года А. В. Воробьевский был принят на работу учеником живописца ГФЗ им. Ломоносова. С этого дня, с перерывом на годы войны, вся жизнь Воробьевского была неразрывно связана с первым фарфоровым заводом России. Первые месяцы работы на заводе Воробьевский осваивал приёмы росписи нового для себя материала. Ему помогали художественный руководитель завода С. В. Чехонин (тоже сын железнодорожного служащего) и лучший специалист по технике миниатюрной и портретной живописи на фарфоре А. А. Скворцов. Чехонин учил начинающего Воробьевского любить фарфор и кропотливый процесс росписи этого красивого и капризного материала. Воробьевский быстро овлавел в совершенстве тонкой техникой работы пером, различными приёмами мазковой росписи, усвоил и золотое правило - роспись должна соответствовать форме изделия. В середине 1927 г. завод получил большой заказ на изготовление изделий для Юбилейной выставки народов СССР к 10-летию Октябрьской революции. Участие в ней позволило сохранить рабочие места на заводе и не увольнять ряд сотрудников, в т. ч. Воробьевского. Для выставки Воробьевский выполнил вазы «Сказка», «Юбилейная», блюда «Ноктюрн», «Звезда», сервизы «Город и деревня», «Охота» . В1927 г. Воробьевский принял участие в III Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане, где получил Почётный диплом за роспись двух декоративных ваз. В 1928 г. он участвовал в художественно-промышленной выставке в Лейпциге с декоративными вазами и тарелками. В последующие годы ни одна из международных и отечественных выставок, в которых принимал участие ГФЗ-ЛФЗ им. Ломоносова, не обходилась без произведений Воробьевского. В ноябре 1931 г. Наркоматом было решено организовать на ГФЗ художественную лабораторию по созданиюпо образцов новых форм и росписей для массового производства не только ГФЗ, но и на других заводах. Впоследствии у Художественной лаборатории появилась новая функция - создание уникальных изделий для правительственных заказов. В 1932 г. Воробьевский, зарекомендовавший себя зрелым мастером со своим оригинальным почерком, был переведён из живописного цеха на должность художника в Художественную лабораторию ГФЗ им. Ломоносова. После отъезда за границу С. В. Чехонина, в 1928-1931 гг. фактически художественным руководителем завода был И. Г. Михайлов, совмещавший эти обязанности с руководством Слуцкой (Павловской) художественной школой-интернатом. В 1932 г. художественным руководителем завода был назначен художник Н. М. Суетин, талантливый и чуткий руководитель. Искусствовед А. К. Лансере писала: «Суетин отлично видел оригинальную, редкостную одарённость А. В. Воробьевского, художника - неистощимого фантазёра с природным чутьём декоративной красоты, и не стеснял его фантазий, хотя сам был приверженцем лаконизма выражения и конструктивной аскетичности декоративных форм». После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 г. от заводских художников потребовалось отражение соц. действительности в росписи фарфора. Творческие фантазии Воробьевского не вписывались в принципы соцреализма. Он пытался писать в несвойственной ему реалистической манере: выполнил роспись блюда с изображением аэроплана «Клим Ворошилов», вазы «1 Мая». Воробьевскому была близка сказочная тема, особенно произведения А. С. Пушкина. В эти годы им созданы вазы, сервизы «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Работа в течение 6 лет живописцем помогла Воробьевскому стать хорошим художником-производственником - помимо уникальных выставочных работ он создавал образцы росписей для живописного цеха, для цветной печати на фарфоре, для подглазурной росписи. Искусствовед Б. Н. Эмме писал о довоенном творчестве Воробьевского: «В ранних его вещах, например в вазах «Фантастическая Венеция» или «Весна на юге», можно уловить кое-какие черты, сближающие его с «Миром искусства». В более поздних вещах он отходит от «мирискусстнических» реминисценций и создаёт свою манеру, яркую, красочную, с графической чёткостью рисунка и многообразием мотивов русского орнамента». Творческий диапазон Воробьевского поражает своим потенциалом, многообразием приёмов и сюжетов от тончайшей росписи пером до монументальной вазы «Баклажаны» 1941 г., в которой художник демонстрирует великолепное владение техникой мазковой живописи. В 1938 г. Воробьевский начал роспись монументальной вазы «Слово о полку Игореве», над которой работал 8 месяцев. Ваза считается главной работой довоенного периода творчества художника. В июле 1941 г. Смольнинским РВК Ленинграда Воробьевский был призван в ряды РККА. 12 - 25 августа 1941 г. во время контрудара под Старой Руссой в немецкий плен попало более 35 тыс. солдат и командиров РККА. Среди них 15 августа попал в плен и рядовой Воробьевский. Из лагеря советских военнопленных Воробьевский был отправлен работать на хутор близ Риги. Однако сельскохозяйственным рабочим он оказался никаким и снова попал в лагерь. Из лагеря был направлен работать на Рижский фарфоровый завод. Здесь Воробьевский проработал живописцем до освобождения Риги частями РККА 13 октября 1944 г. Свои произведения художник подписывал как «В. Еременко». Некоторые из них сохранились, находятся в музейных и частных собраниях. В октябре 1944 г. как бывший военнопленный Воробьевский был отправлен в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД близ Невской Дубровки, на территории 8 ТЭЦ. Воробьевскому было вменено сотрудничество с немцами. Только заступничество художников ГФЗ им. Ломоносова спасло Воробьевскому жизнь и в августе 1945 г. он был освобождён. В письме к художнику завода А. А. Яцкевич 14 августа 1945 г. Воробьевский писал: «....я только человек искусства, и посвятил себя только ему, стараясь творческой работой достичь успехов и внимания... Сейчас же я освобождён из лагеря НКВД, где прошёл политико-проверочную фильтрацию, и теперь являюсь равноправным гражданином Советского Союза, так здесь мне объяснили. Так что нет никакого основания относится ко мне подозрительно и недоверчиво, в таких вопросах я всегда себя честно вёл и политически являюсь совершенно безобидным человеком. Самое главное - я хочу очень вернуться к своей любимой творческой деятельности, без неё у меня потерян смысл жизни.... Особенно мне было приятно и вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трёх лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. А самое главное - я не мог за это время избавиться от мучительного состояния душевной подавленности и смертельной тоски по своей родине. Я рад, что вновь в своём любимом городе, среди своих друзей, которые так чудесно и по-человечески отнеслись ко мне. Мне сейчас очень трудно жить, нет денег, обуви и тяжело начинать новую жизнь. Поэтому я очень стремлюсь вернуться на завод. Пусть только он выхлопочет мне прописку в Ленинграде». 17 сентября 1945 г. Воробьевский был принят на работу художником по росписи фарфора в ХЛ ГФЗ им. Ломоносова. Военные воспоминания долго не оставляли художника, и некоторое время он не мог работать в полную силу. Но в октябре 1945 г. им была создана роспись вазы «Цветы и звери», в ноябре - ваза «Каток». Суетин помог ему восстановить творческий потенциал и обрести душевное равновесие. В конце 1940-х гг. Воробьевский много работал в подглазурной технике с последующей доработкой золотом, расписывал кобальтом декоративные тарелки, вазы. Воробьевский, наряду с другими художниками, создал образцы росписей больших декоративных ваз, выпускавшихся заводом по заказам организаций для украшения интерьеров дворцов культуры, санаториев и домов отдыха. Для экспортных заказов по просьбе производства Воробьевский создал яркие изделия в русском стиле - вернулся к довоенной технике росписи с контурным рисунком и заливкой красками. Среди них сервиз «Русский лубок», тарелки и вазы со стилизованными рисунками по мотивам русских народных орнаментов. В 1958 г. на Всемирной выставке EXPO"58 в Брюсселе Воробьевский был награждён Золотой медалью за роспись сервизов «Русский лубок» и «Народные узоры», которые завод выпускает и сейчас. В апреле 1969 г.на заводе был пущен цех по выпуску тонкостенного костяного фарфора. Воробьевский с самого начала, ещё на опытных образцах форм, начал работать над созданием образцов росписей сервизов и чашек из этого материала, который оказался нежным и не многие художники могли с ним работать. В 1968-1980 гг. появились сервизы «Пейзажный фриз», «Весенние пейзажи», «Золотые орхидеи» и многие другие, а также невероятное количество росписей на чашках различных форм - «Майская», «Витая», «Классическая», «Чёрный кофе». В росписях костяного фарфора художник пейзажные сюжеты писал пером, орнаментальные и цветочные композиции исполнял графическим золотым контуром с заливкой флюсными красками. Созданные художником росписи чашек стали предметом активного коллекционирования ценителей его творчества. Расписывая костяной фарфор Воробьевский продолжал работать и с твёрдым фарфором. Он расписал вазы «Праздник весны», «Элегия», сервизы «Южная весна», «Русский балет», «Картинная галерея», сувенирные чашки, чайники, графины. В 1966 году Воробьевский был принят в члены Ленинградского отделения Союза Художников СССР. В 1969 году Воробьевскому было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1970 г. он удостоен Государственной премии РСФСР им. Репина. В 1981 г. Воробьевскому было присвоено звание «Народный художник РСФСР». За многолетний добросовестный труд он был награждён орденом Трудового Красного знамени, медалью «За трудовое отличие». В личной жизни Воробьевский был скромен, неприхотлив. Женился поздно - в 46 лет, на медицинской сестре заводского здравпункта Галине Николаевне. У неё это был второй брак, она жила с сыном Ювеналием Андреевичем Смирновым. По воспоминаниям коллег Воробьевский был доверчив, как ребёнок, постоянно служил объектом шуток и всевозможных розыгрышей на которые никогда не обижался. Житейские проблемы мало волновали художника и не отвлекали его от главного. А главным в жизни он считал завод, творчество для завода, для заводского музея. Вся его жизнь была посвящена работе. Пока он мог ходить, дома никогда не работал. Только в последние годы жизни стал расписывать фарфор дома и несколько раз в месяц приезжал на завод с женой чтобы привезти на обжиг свои работы и взять белый фарфор для новых росписей. Свободное время Воробьевского - это время для отдыха, чтобы на следующий день вновь плодотворно работать. Для него была обязательной прогулка утром перед работой по любимому Невскому проспекту. Он специально выходил из дома пораньше, чтобы к 10 часам успеть на завод. Надо отметить, что Воробьевский стал приходить на работу к 10 часам утра лишь в последние 20 лет, а до этого в течение 40 лет начинал свой рабочий день в 8 часов. В выходные дни Воробьевский ходил в музеи, посещал выставки. Во время отпуска любил ездить в Прибалтику, в Крым, на Кавказ, в Москву. Регулярно ходил с женой в кино, любил индийские фильмы, экзотические образы, которые служили ему источником вдохновения. Случалось, что вдохновение приходило не всегда - Воробьевский мог по несколько дней, а порой и недель сидеть за своим рабочим столом и ничего не делать. А потом вдруг, как по мановению волшебной палочки, композиция росписи без предварительного эскиза выстраивалась в его сознании и, начатая с любой точки, аккуратно ложилась на фарфор. Воробьевским за годы работы художником по росписи фарфора были созданы сотни уникальных произведений, хранящихся во многих музеях России и зарубежья, частных собраниях. По количеству созданных им для завода произведений ему нет равных. Его ученики и помощники - живописцы Л. С. Лобанкова, О. С. Рысева, М. П. Грищенко, А. И. Носова, Л. Г. Леввович - копировали и переводили росписи художника на разные формы. Алексей Викторович Воробьевский скончался 31 января 1992 года. Похоронен в колумбарии крематория Санкт-Петербурга. Как и при жизни Воробьевского, его росписи живут своей жизнью, а жизнь и творчество Алексея Викторовича навсегда вписаны в летопись Императорского фарфорового завода. К 100-летию со дня рождения художника в Государственном Эрмитаже с большим успехом прошла посвящённая ему выставка «Огни карнавала» из цикла выставок «Поднесение к Рождеству» (куратор ст.н.с. искусствовед Н. С. Петрова). Живописцы АО «ИФЗ» и сегодня повторяют созданные им произведения, в которых кого-то привлекает благородство, нежность и особый аристократизм росписи костяного фарфора, кому-то ближе его красные петухи и кони. Главное - творчество Воробьевского остаётся востребованным, его произведения покупают в России, в США и Японии, в странах Европы и Азии.